ОБ АВТОРЕ

Удивительно, но никаких предпосылок для творчества и мировой славы у Лекима Ибрагимова не было. Родился в 1945 году в деревне (село Кичик Дехан Уйгурского района Алматинской области) в семье обычных школьных учителей. На всю округу – ни единого музея или даже просто художественного кружка. Но родители вкладывали всю душу в воспитание Лекима. Отец любил читать, и именно это пристрастие навсегда определило судьбу его сына. В книгах, которые привозил отец, Леким, тогда еще совсем мальчишка, сумел разглядеть свое истинное призвание. Сложный путь художника начался с  копирования книжных иллюстраций, затем последовало оформление школьных стенгазет, а потом – ва-банк! В 1962 году Леким едет в Алма-Ату поступать в художественное училище. И… конечно же, проваливает экзамен. «Не был подготовлен», - с улыбкой поясняет он.

Иначе как временным, это препятствие оказаться не могло. «Человеку даруется талант, - говорит Леким, - а вместе с этим, если предначертано – создаются нужные условия для творчества, ситуации для роста и развития, возможности идти вперед». Семья создала для художника те самые условия – его не только не вызвали обратно домой, но и всячески поддерживали, помогали материально. Леким остается в Алма-Ате, посещает уроки живописи и через два года становится студентом Алмаатинского художественного училища им. Н.В. Гоголя. Потом был Ташкентский государственный театрально-художественный институт (отделение графики, 1971-1977 гг.), стажировка в Доме творчества «Синеж» в Москве, период освоения графики в Прибалтике.

Узбекистан, как место жительства и формирования художника, был выбран не случайно – именно этот край показался Лекиму идеальным для изучения древнего искусства, к которому он всегда тяготел. Шедевры древней архитектуры, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи, сохранившиеся здесь и являющиеся синтезом многих культур благодаря Великому шелковому пути, оказались для Лекима непреодолимым соблазном. Не случайно позднее, глядя на его картины, зритель будет неизменно вспоминать восточную миниатюру и древние фрески.

И всегда, всегда на его пути оказывались люди, поддерживающие его во всем: жена Марьям – тоже художница, профессиональный декоратор – сумела создать все условия для творчества будущего признанного мэтра, помогала и поддерживала. Не удивительно, что и младший сын Лекима, Гайрат Ибрагимов, тоже стал художником, правда, выбрав свой индивидуальный путь в живописи.

Не иначе как с благодарностью вспоминает он многих своих друзей и наставников: Бригитту Штанке – известного немецкого искусствоведа, организатора выставок Лекима в Германии; Ирину Александровну Антонову – директора Пушкинского музея, и многих других. Все они оказались для Лекима проводниками на его творческом пути, потому что художественные поиски не прекращались никогда. Не прекращаются они и сейчас. «Тяжелый камень я несу. Легкий не искал», – так напишет об этом Леким в своих стихах.

Признание приходит к художнику быстро.Практически сразу после окончания учебы в Ташкенте, в 1978 году Леким становится членом союза художников Узбекистана и чуть позже – Союза художников СССР. Потом было участие в первой международной выставке в Люксембурге (1989 год). Леким вспоминает это событие с сильным волнением: «Впервые так далеко за границей, впервые такое широкое признание». За первой выставкой последовали другие – во Франции, Германии, Австрии, Японии, Китае, Индии, Бангладеш, Казахстане, Узбекистане… На сегодняшний день таких выставок и вернисажей уже десятки. Каждая из них – определенная веха на творческом пути. А ведь есть еще титулы, награды!В 1999 году Леким Ибрагимов был удостоен звания академика Академии художеств, в 2001 году  – звания «Народный художник Узбекистана».

«Мечта всех художников – оказаться в одном ряду с такими мэтрами живописи, как Репин, Серов, Васнецов», – когда-то говорил Леким. И эта его мечта осуществилась в 2008 году, когда он был принят в Российскую Академию художеств. «О признании такого уровня можно только мечтать. Меня вдруг поставили в один ряд с истинными корифеями, образцами для подражания, гениями».

Работы художника находятся во многих музеях и галереях мира, среди которых Музей Восточной Азии (Будапешт, Венгрия), Государственный Музей Востока  (Москва, Россия), Государственная картинная галерея (Новосибирск, Россия), Государственный музей искусств (Ташкент, Узбекистан) и многие другие.

Пожалуй, стоит задуматься, что отличает художника от простого смертного – неужели только талант? Нет, наверное, это еще и такие свойства натуры, как восторженность, художественная впечатлительность, тонкость восприятия. Сотни туристов, увидев Турфанские или Афросиабские фрески, забудут о них на следующий же день, и только истинный Художник способен потерять сон и аппетит, загореться своим восторгом и, стоя перед холстом с кистью в руке, дни напролет искать, искать, искать…Ведь где заканчивается поиск, заканчивается творчество.

Проект «1000 ангелов и одна картина» - это тоже веха творческого пути. Масштабная мега-картина, состоящая из тысячи самобытных фрагментов, вдохновлена искусством древних народов. «Не мозаика, а метамарфоза», - настаивает автор. Не тысяча кусочков, бессмысленных и несамостоятельных самих по себе, а единство в разнообразии, разнообразие в единстве. По большому счету это альтернативное искусство. И альтернатива эта к той магистральной линии, по которой развивается современное арт-пространство.

Такая игра с формой и содержанием напрашивается на следующее определение – «Мастерская потенциальной живописи» - по аналогии с мастерской современной литературы Улипо (OULIPO – Ouvroirdelalitteraturepotentielle). Школа Улипо была основана во Франции в 1960 году, ее последователи считали, что можно освоить литературу с помощью чисто математических понятий: они изучали потенциал языка и использовали методы трансформации текста, которые приводили к необычайным метаморфозам. Такой подход привел к целому ряду литературных экспериментов. Одним из самых ярких является, пожалуй, произведение Жоржа Перека «Жизнь, способ употребления». В основу книги положен сюжет о жизни обитателей многоквартирного дома. Сам дом не что иное, как квадрат Пифагора, где делая ход конем – двигаясь из одной квартиры в другую – Переки строит свое повествование.

Как и последователи этого течения, Леким исследует границы – но границы живописи, ищет новую гармонию, выверенную грацию и красоту. Это художественный эксперимент, продиктованный многолетним опытом и поисками собственного пути. Сам художник сказал об этом емко, поэтично и трогательно:

«Книгу-послание я искал много лет.
Падал,
мучился,
поднимался.
Однажды проснулся:
книга внутри меня».


Подробнее о Лекиме Вы можете узнать на персональном сайте художника www.lekimibragimov.com.

Все материалы данного ресурса носят ознакомительный характер. Все права на любые торговые марки, бренды и контент принадлежат их правообладателям. Любой текст и иной контент не может быть скопирован без письменного согласия правообладателей. (с) Все права защищены 2012.

About Author

Contemporary artistSurprisingly, but Lekim Ibragimov had no prerequisites for beginning his creative activity and becoming world-famous. He was born in 1945 in a small village (Kichik Dehan village of the Uygur district of Almaty region in Kazakhstan) in the family of ordinary school teachers. There were no museums or art clubs in the area where he lived. However, his parents were investing their souls in fostering Lekim. His father was fond of reading and this hobby has defined the live of his son. In the books brought by his father, Lekim, being a boy, managed to discern his true vocation. His complicated path to become the artist has started when he began copying the book illustrations. It was followed by designing the wall newspapers during his school years school. And when, Lekim decides to stake it all. So, in 1962 he goes to Almaty trying to enter the art school. It was not surprising that he has failed the exam: I just was not prepared, explains Lekim.

These obstacles were temporary. ‘If a man is granted a talent, says Lekim – and if it is predestined, together  with the talent he also gets necessary opportunities and conditions to apply this talent, circumstances promoting his growth and personal development, and possibilities to advance’. The family has created for Lekim such conditions, they did not request his return, but continued to provide him moral and financial support. Thus, Lekim stayed in Almaty where he was taking the lessons of painting. Two years later, he finally becomes a student of the Almaty Art School named after N.V Gogol. After graduation from the Art School in Almaty, he continues his education in Tashkent, having entered the Tashkent Institute of Theatre and Art (graphics department, 1971-1977). Later, Lekim goes in Moscow where he has an internship at the "Senej" House of Artists, which is followed by a period of studying in Baltic countries where he masters the graphics techniques.

It is not a coincidence that Uzbekistan has been chosen as a place for living and development of the career of the artist. Lekim has decided that it would be an ideal country for studying ancient art he was always interested in. The masterpieces of the ancient architecture, applied and decorative arts, traditions and customs that were preserved here and that represent a synthesis of many cultures by virtue of the Great Silk Road, used to be an irresistible temptation for Lekim. So, it is not by accident that later, looking at the paintings of Lekim Ibragimov, a viewer would inalterably recall oriental miniature painting and ancient frescos.

In Lekim’s live there have always been people, who were supporting the painter in all his initiatives: his wife, Mariam, also a painter and professional decorator, has managed to organize all the necessary conditions for creative activity of the future acknowledged maоtre of painting, assisting and helping him. Thus, it is not surprising that Lekim’s son, Gayrat, has also become a painter. However, he has chosen his own path (in the painting).

Lekim recalls his numerous friends and tutors with gratitude: Brigitte Stahnke – a well-known German art critic and historian, organizer of Lekim’s exhibitions in Germany; Irina Alexandrovna Antonova, Director of the Pushkin museum of Fine Arts, and many others. All of them used to guide Lekim through his career of the artist because he never stopped his searches. Neither does he stop it now. ‘I bear a heavy stone. Wasn’t I looking for an easy one’, this is how would Lekim describe his searches.

He has gained recognition rather quickly. Almost immediately after his graduation from the Tashkent art institute, in 1978, Lekim became a member of the Union of Artists of Uzbekistan and a little later – a member of the Union of Artists of the USSR. In 1989 he has taken part in his first international exhibition in Luxembourg. Lekim recalls this with the excitement in his voice: ‘For the first time in my life I was so far away from my home, for the first time in my life I was receiving such recognition’. This exhibition was followed by other ones – in France, Germany Austria, Japan, China, India, Bangladesh, Kazakhstan, Uzbekistan… Nowadays he counts dozens of such exhibitions and vernisages. Each of them is a certain milestone in the career of the artist. Apart from that, there are also titles and awards! In1999 Lekim Ibragimov was awarded a title of the Academic of the Academy of Arts, and in 2001 he was awarded a title of the ‘People’s Artist of Uzbekistan’.

Lekim and Zurab Tsereteli‘A dream of every painter is to be in the same category with such masters as Ilya Repin, Valentin Serov and Victor Vasnetsov’», was saying Lekim. This dream came true only in 2008 when he was admitted to the Russian Academy of Arts. ‘I could only dream to get recognition of such level. I was suddenly put in the same line with the leading masters of visual arts, examples and true men of genius’.

The works of Lekim Ibragimov can be found in many museums and galleries throughout the world, such as Ferenc Hopp Museum of East Asian Arts (Budapest, Hungary), State Museum of Oriental Art (Moscow, Russia), Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk, Russia), State Fine Arts Museum of Uzbekistan (Tashkent, Uzbekistan) and many others.

Perhaps, it’s worth thinking about the differences between the artist and the ordinary person. Is it only a talent? Or, maybe it is also such qualities as ability to admire, artistic sensitiveness and delicacy of perception? Hundreds of tourists, who have seen the fresco paintings in Turpan or Afrosiab, have  forgotten about it already the next day, and only a true Painter is can  stop sleeping and loose his appetite, feel excitement of his admiration and stand before the canvas with a brush in his hand for days, looking for something… And this is when the search ends and creation begins.

The project «Thousand angels and one painting» is also a milestone in Lekim’s career. This giant painting consisting of one thousand independent fragments is inspired by the ancient art. ‘Metamorphosis and not a mosaic’, insists the author. Not a thousand of pieces, senseless and dependent on each other, but unity in diversity and diversity in unity. Generally speaking, it is an alternative art, an alternative to the main line chosen by contemporary art as a model for development.

Contemporary artist,  1001 art project' author

This game with the form and the content suggests the following definition – the ‘Workshop of potential painting’, by analogy with the ‘Workshop of potential literature’ (OULIPO – Ouvroir de la littйrature potentielle). The OULIPO School was established in France in 1960. Its followers considered that the literature can be mastered by means of purely mathematic methods. They were examining the potential of the language and were using the methods of transformation of the text, which has sometimes resulted to very unusual metamorphosis. Such approach has led to a range of literature experiments. One of the most striking examples is probably provided by the oeuvre of George Perec ‘Life: A user’s Manual’.  The book is based on the history of life of the different residents of an apartment building. The house itself is in fact a Graeco-Latin square, where moving like a knight in a chess game from one apartment to another the author is developing his story.

Just like the followers of this school, Lekim is examining the frontiers, but the frontiers of painting. He looks for the New Harmony, adjusted grace and beauty. It is an artistic experiment, imposed by many years of experience and searches of his own way. The painter himself has described it in a very laconic, poetical and touching manner:
«Message-book was I looking for many years.


I was falling,
Suffering, and
Getting up.
Once I woke up:
The book was inside me».


More details about author you can find at www.lekimibragimov.com

All materials of this resource are for informational purposes. All rights to any trademarks, brands and content are property of their respective owners. Any text or other content may not be copied without written permission. Copyright 2012. All rights reserved.